УРОК ФОНЕТИКИ IV

  ФОНЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ 

 "Калейдоскоп английских звуков"
  ВВОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ МИНИ-КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 

Вводно-фонетический курс
УРОК № 4

НА ЭТОМ УРОКЕ МЫ НАУЧИМСЯ:
правильно произносить и читать согласные звуки в трудных буквосочетаниях, представляющих исключения из правил;
кратко поговорим об интонации английского предложения;
и рассмотрим понятие «ритмика английского языка» и ее особенности


I.    ЧТЕНИе СОГЛАСНЫХ  В ОСНОВНЫХ БУКВОСОЧЕТАНИЯХ

В предыдущем уроке мы познакомились с основными правилами чтения согласных английского языка. Теперь пришло время рассмотреть особенные случаи произношения согласных и гласных букв, «особенные» в том смысле, что они являются исключениями из общих правил чтения.

Во втором уроке курса мы говорили, что в определенных сочетаниях некоторые буквы английского алфавита не произносятся, т.е. становятся «немыми». В частности, речь шла о гласной “e”, name, place.
Есть и другие буквосочетания, в которых  определенные буквы не читаются, т. е. становятся «немыми». Рассмотрим эти случаи, начиная с согласных.

I. Буквы –ghне произносятся, т.е. становятся немыми, в сочетании с буквой i: sigh [sai], high [hai], fight [fait], bright [brait], light, sight, night.
Потренируйтесь
-igh words - light, nightmare, frightening
Но  после букв  au, ou -gh произносятся как  [f]: laugh [lɑːf] , enough [ɪ'nʌf] , cough [kɔf].

Bt, mb-сочетания: b не произносится (немая): doubt [daut],  climb [klaim], dumb [dʌm].

Потренируйтесь
Silent b - lamb, limb, climb

Gn, gm-сочетания  содержат немую g (эта буква не произносится в сочетаниях –gn, -gm): sign [saɪn], paradigm ['pærədaɪm].

Потренируйтесь
Silent  g - sign, gnome, gnat

Gh-сочетание:  h немая: ghost [gəust], ghetto ['getəu]

Ld, lm-сочетания:  l немая   в глаголах could [kud], should, would, а также в  cахpalm [pɑːm], balm. Но: gulf [gʌlf].

Потренируйтесь
Silent  l - calf, calm, should

Mn-сочетание:  n немая: autumn ['ɔːtəm], column ['kɔləm], damn [dæm].

Pn, pt–сочетания: p не произносится: pneumatic [njuː'mætɪk], receipt [rɪ'siːt].

В сочетании букв - isl-  S не произносится: island ['aɪlənd], isle [aɪl], aisle [aɪl].

Ft, st-сочетания: t не произносят  (обратите внимание, в  слове often все чаще можно слышать звук t): often ['ɔf(t)(ə)n], christen ['krɪs(ə)n], listen ['lɪs(ə)n].

Обратите внимание на разнообразие произношения сочетания –ough:  enough [ɪ'nʌf] , cough [kɔf], bough [bau] , through [θruː] , though [ðəu], ought [ɔːt].

Потренируйтесь
ough - bought, rough, dough

Сочетание букв q+u  произносится [kw]: quit [kwɪt], quiz [kwɪz]

Потренируйтесь
Qu - Alphabet letters and sounds

Потренируйтесь в произношении  буквы R
R - Alphabet letters and sounds

Потренируйтесь
Сonsonants blends (Сочетания согласных – сложные для произношения случаи)
The sh r blend

II. Особые случаи чтения английских гласных
Буква а перед буквой l произносится как [o:], поэтому слово All – читается [o:l]: all, ball, wall, call.
Потренируйтесь
al - Phonics - also, wall, walk

В сочетании a+l+k буква l не произносится, так слово  аlk читаем [o:k] (мы помним, что буква а перед l произносится как [o:], сама же буква l  не произносится): walk [wɔːk], talk, chalk [ʧɔːk].
Обратите внимание, как произносится  сочетание a+l+f - [a:f]:  calf [kɑːf], half [hɑːf].

Особые случаи произношения гласных букв
·                    Гласная a перед согласной s, после которой следует другая согласная, читается [a:]: pass, master, past.
·                    Гласная a перед согласной th произносится как [a:]: father, path, rather.
·                    Гласная a перед согласной w в закрытом слоге произносится как [ɔ] или [ɔ:]: want, was, wander.
·                    В закрытом слоге гласные a, i, y перед сочетанием согласной + le произносятся как в открытом слоге: title, maple, cycle, table, idle.
·                    Гласная o перед согласными m, n, th, v произносится как [Λ]: front, some, dove, brother, glove, won, mother, come.
·                    Гласная o в словах типа host, most, post произносится, как в открытом слоге [əu].
·                    Ударная гласная y в открытом слоге произносится как [ai]: sky, fly, type.
·                    Безударная y в конце многосложного слова произносится как [i]: happy, truly, ferry.
·                    В закрытом слоге под ударением y произносится как [i]: myth, rhythm, system.
Исключениями являются слова: сity [‘siti], pityKitty,  pretty ['prɪtɪ];
love [lv],  dove,  come, ton, won,
·                    ei, ey в ударном слоге произносится [ei]: prey, convey, eight, freighter.
·                    Буква  i  и сочетание -ie  произносится [ai] в ударном открытом слоге, на конце односложных слов и перед такими буквосочетаниями, как nd, ld, gn, gh: prime, kite, bite, die, blind, mind, wind (виток), child, wild, design, sign, sigh, high, fight, bright.
 Среди исключений: wind [wind] – ветер,  gild [gild], live, forgive, cinema.
·                    при чтении сочетания ie  получается долгий звук [i:] в середине корневых слов: field, priest, grief, believe.
Исключение: friend [frend].
·                    Буква а  произносится [a:] в сочетаниях ar, aft, ass, ance, ast, ath, ans, ask, ant, alf, anch: card, barge, craft, after, grass, bass, dance, glance, last, past, rather, father, answer,  bask, task, plant, grant, half, calf, branch.
 Среди исключений: mass, gather, pathos.
·                    Сочетания  oi  и oy произносим  [Ɔi]: choice, voice, boil, spoil, enjoy, loyal, toy.
·                    звук [] возникает при чтении сочетаний oth, on, om, ov под ударением: mother, other, month, son, some, become, lover, dove.
Обратите внимание: both [bouƟ].
·                    Сочетания oa и ow (в конце слов) произносятся   [əu] : so, ago, note, provoke, rose, enroll, bold, coat, oath, oat, road, boast, show, mow, blow, most, post.
Среди исключений: do, does, who, now, how, cost, lost.
·                    Y читается [j] в начале слова перед гласными: yard, yellow, yawl, youth, yet, yolk.

Потренируйтесь

air, are, ear words
er ir ur - Alternative spellings  -shirt /water
er - Phonics – water, waiter, flower
ear - Vowel Trigraphs - Phonics - fear, rear, hear
air - Phonics - hair, pair, despair
y - Alphabet letters and sounds 
Y - Ring Card Phonics = Й
y - Alphabet letters and sounds 

III. Интонация в английском языке

Интонация в английском языке представляет собой сложное единство мелодики (высоты голосового тона), фразового ударения (силы произнесения слов), ритма, тембра и темпа.
Одним из важных средств выражения значения сказанного является интонация с определенной грамматической структурой и лексическим составом.
Мелодика в английском предложении. В английском языке, так же как и в русском языке, есть два основных типа мелодики: нисходящий и восходящий.
Нисходящий тон используют для выражения законченности высказывания и категоричности. Все утвердительные предложения произносятся с нисходящим тоном. Также он употребляется в повелительных и повествовательных предложениях. Однако в английском языке падение тона происходит резче и глубже.
Восходящий тон выражает незаконченность сказанного и отсутствие категоричности. Например, восходящий тон используют при перечислении. Английский восходящий тон сильно отличается от русского восходящего тона. В русском я зыке тон повышается в начале слога, а в английском – в конце и повышение начинается самого низкого тона.
Ритм английской речи. Для ритма английского языка характерно то, что ударные слоги в предложении произносятся через относительно равные промежутки времени. Поэтому скорость произнесения неударных слогов зависит от количества неударных слогов находящихся между двумя ударными: неударные слоги произносятся быстрее, если их меньше.
Графическое изображение ударения и мелодики.
 Для разметки интонации в тексте используются следующие обозначения:
 ['] – сверху перед ударным слогом, если он не конечный.
 [] [] – перед конечным ударным слогом вместо знака ударения. Стрелка вниз обозначает падение голоса в слоге, перед которым стоит стрелка. Стрелка вверх обозначает повышение голоса в конечном ударном слоге и в последующих неударных слогах. Например:
 Tell Ted.
 Tell me.

Интонация повелений
Интонационная структура повелительных предложений зависит от их цели - приказания, просьбы или приглашения. Приказания обычно произносят постепенно нисходящей ступенчатой шкалой и падающим завершением. Просьбы и приглашения произносят низким восходящим завершением.
'Don’t go 'out late at \night! – Не ходи гулять по ночам!
'Take your /seat! – Присаживайтесь.

Интонация восклицаний
Восклицания обычно произносят падением. Диапазон предложений может быть расширенным или суженным по сравнению с нейтральными высказываниями (знаки "/" перед ударными слогами). Восклицательные what и how могут ударяться, если не надо выделять следующие за ними существительные/прилагательные.

"How "very pe\culiar! – Как интересно!
How "absolutely \marvelous! – Да это просто чудесно!

Последнее ударное слово с паданием – определяемое существительное, прилагательное или наречие.
"What a "wonderful \time we had! – Классно отдохнули!
"How as\tonishing it is! – Потрясающе!

Интонация общих вопросов
Общие вопросы обычно произносят постепенно нисходящей шкалой и низким подъёмом. Уровень начала общих вопросов несколько выше категоричных утверждений.
'Can I /keep it? – Можно подержать его у себя?
/Is it? – Неужели?

Интонация альтернативных вопросов
Интонация альтернативных вопросов характеризуется чередованием подъёма и падения. Первые синтагмы как общие вопросы произносят низким подъёмом, вторые – низким падением.
'Is she /eighteen or \nineteen? – Ей 18 или 19?

Английская интонация, как и русская, несет определенную смысловую нагрузку.
Английскую интонацию можно разделить на два основных типа: нисходящая и восходящая.
Нисходящая интонация используется: в повествовательных (утвердительных) предложениях; вопросительных предложениях, начинающихся с вопросительного слова (специальных вопросах); повелительных предложениях.
Восходящая интонация используется в общих вопросах (начинающихся с глагола) и при перечислении.
Обратите внимание, что при перечислении интонация повышается не все выше и выше с каждым из перечисляемых объектов, а повышение начинается каждый раз с одного «уровня». Последний же из перечисляемых объектов произносится с нисходящей интонацией.
Английская интонация сильно отличается от русской. К ней, как говорится, надо привыкнуть. Здесь можно посоветовать как можно больше слушать английскую речь. Используйте свои учебные аудио записи в качестве звукового фона, как музыку. Желательно, чтобы это были какие-нибудь связные тексты. Можно слушать новости на английском или саундтреки английских фильмов. Не важно, понимаете ли вы, о чем в них говорится - вы все равно непроизвольно будете «впитывать» особенности английской интонации и английского произношения.
Метода «пародиста». Занимаясь непосредственно фонетикой и отрабатывая интонацию конкретного текста при помощи учебной записи, старайтесь в буквальном смысле передразнивать диктора. Представьте себе, что вы пародист и копируйте все мельчайшие нюансы его (или ее) речи. Войдите, как говорится, в роль. Представьте себе, о чем идет речь в тексте, и вложите в свое произношение побольше эмоций. Превратите занятия фонетикой в игру! Естественно, что перед тем, как заниматься повторением целых предложений или абзацев, текст нужно подробно перевести, а потом отработать произношение отдельных слов. Старайтесь довести свою имитацию диктора до совершенства.


IV. Ритмика
Если вы внимательно прислушивались к тому, как говорят англичане, то наверняка обратили внимание на то, что они, как бы то ускоряют свою речь, то замедляют. Дело в том, что в английском языке слоги, попадающие под логическое ударение, в предложении произносятся через примерно одинаковые промежутки времени. Поэтому скорость произнесения безударных слогов меняется в зависимости от того, сколько их стоит между ударными. И чем больше безударных слогов между ударными, тем быстрее они произносятся.
Как это правило применяется на практике, смотрите в следующем видеоролике.  


Joe likes jokes  (Джоу любит шутки).
Susan isn't hungry (Сьюзан не голодна).
Amanda doesn't like elephants (Аманда не любит слонов).